Развод после венчания в церкви


Церковный развод: рассказываем, как расторгнуть брак после венчания | Оренбургская неделя

В православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Провести его можно лишь в том случае, если брак зарегистрирован в ЗАГСе. А что делать, если семья распалась? Что такое церковный развод и существует ли он в принципе, отвечает Алексей Колыванов, священник, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.

Возможен ли развод после венчания?

К сожалению, разводы случаются. Хотя создание семьи – это один раз и на всю жизнь. Господь Иисус Христос в Евангелие, в Священном писании не раз это подчеркивает: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Однако сам Господь Иисус Христос в Евангелие указывает на единственную причину для развода – измена, прелюбодеяние. Сейчас список причин для церковного развода несколько расширился. В основах социальной концепции русской православной церкви – это официальный церковный документ — указано несколько причин для церковного расторжения брака. К ним относят: хронический алкоголизм, подтвержденный врачами; прямую угрозу жизни супруга, супруги или детей и так далее. Поэтому возможен повторный церковный брак в качестве некоторого исключения из правил.

Что такое развенчание?

Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет.  Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их. Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает. Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику. Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены. Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами. Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется  возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака. При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.

Алексей Колыванов
Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?

Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву. Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

А если брак является повторным только для одного из супругов?

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки. Сейчас вообще венчаний ни так много, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. В среднестатистическом храме нашего города совершается 3-5 венчаний в месяц. Это очень мало, по сравнению с количеством регистраций брака и  количеством крещений.

orenweek.ru

Можно ли разводиться после венчания? Отношение церкви к разводу

Православная церковь принципиально выступает против развода. Так возможен ли развод после венчания или нет? Позиция церкви заключается в том, что не дано и не допустимо человеку разлучать то, что сочетано богом. Брак, освященный церковью, считается заключенным перед богом, а не только перед народом и законом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Брачный союз разрушается не сам по себе, а при содействии его создавших людей. Они как-то забывают о том, что приведшее их в ЗАГС и в храм чувство – любовь – нуждается в постоянной поддержке и подпитке. Чем можно подпитать любовь? Только позитивными эмоциями. Где их брать? В своей собственной семье. Семья – общественный институт, предмет изучения социологами, психологами, правоведами, педагогами, богословами… Но также семья – источник чувств, эмоций, переживаний для супругов, их детей, других родных и близких. И от того, что происходит в семье, зависит качество черпаемых из нее чувств.  Если супруг недоволен своим партнером и стремится его переделать, перевоспитать; если взрослые люди не могут договориться друг с другом, замалчивают обиды и не делятся своими переживаниями; если супруги безразличны к жизни, душевному равновесию, интересам и работу друг друга; если они не умеют прощать и копят отрицательный эмоции; если супруги необоснованно ревнивы; если супруги лгут друг другу; если они придираются друг к другу по мелочам и стремятся не уступить даже в малом; если они не доверяют один другому и постоянно ожидают предательства и обмана;  если они публично выясняют отношения с обвинениями, упреками и угрозами; если они не могут выносить с достоинством жизненные трудности – нехватку денежных средств, плохие жилищные условия, болезни – свои и детские, потерю работы и другие, то их семья обречена на распад.

Церковь полагает, что именно грехом и нравственной немощью человека разрушается и любовь, и брак. И под грехом сейчас понимается не религиозное явление, а все, что противоречит природе человека и угрожает его душевному равновесию: уныние, зависть, алчность. При этом церковь не настаивает на сохранении брачного союза только ради самого брачного союза. Реально несуществующую семью сохранить не получится, поскольку она уже разрушена до основания.

Возможно ли расторгнуть церковный брак

Неправильно считать, что венчание – это своего рода прививка от развода. Венчание – это свидетельство перед обществом, богом и церковью о том, что супруги обязуются охранить свою любовь и свою семью. Вопрос о расторжении брака после венчания решает архиерей. Священник той церкви, куда супруги обратились с просьбой о разводе, принимает меры для сохранения семьи, для выяснения причин распада брака, но не в его власти разрешить обвенчанной паре развестись.

Если выясняется, что один из супругов совершил духовное преступление против семьи и верности (например, изменил своему супругу), то именно он считается виновным в разводе, даже если не он инициировал расторжение брака. Вступить в повторный брак церковь разрешает тому супругу, кто не виновен в разрушении предыдущего брака.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

Совершение женой аборта при явном и выраженном несогласии мужа – еще одно основание для прекращения венчаного брака.

При наличии этих обстоятельств, подтвержденных документально, невиновный в распаде семьи супруг может обратиться к священнику за помощью в разводе. Дело будет рассматривать архиепископ. Церковный брак будет расторгнут, если супруги уже не менее года состоят в юридическом разводе.

Как не довести семью до развода

Чтобы сохранить семью, нужно прилагать к этому все возможные усилия. Необходимо соблюдать правила и принципы качественной коммуникации с супругом.

  • Слушать, прежде чем говорить.

Если один говорит, а второй вместо того, чтобы слушать, перебивает или обдумывает свой ответ, не особо вникая в слова партнера, то конструктивного диалога не будет. Зачастую люди начинают разговор не для того, чтобы сказать что-то стоящее, поделиться своими мыслями, совместно найти истину, а чтобы победить своего «противника». Поскольку в качестве противника выступает супруг, то семейная жизнь скоро начинает напоминать военные действия на поле брани.

Это правило вытекает из предыдущего. Суть любого разговора состоит в обмене информацией. И в зависимости от того, насколько точно и полно передана информация и как она воспринята, складывается общение в целом. Если супруг пытается «победить» второго супруга, задавить его авторитетом, настоять на своем во что бы то ни стало, качество общения и качество жизни существенно снижаются. Как только начался спор, суть разговора теряется. Неважно, кто выйдет из спора победителем, — проиграют все равно оба. Один не видит ничего, ослепленный своей псевдопобедой, второму больно и обидно, что с ним так обошелся самый близкий человек. Поэтому, если кажется, что супруг не прав, не нужно обрывать его полуслове и вставлять свой «правильный комментарий». Стоит дождаться, пока он закончит говорить, и мягко ненавязчиво поделиться своим мнением – только мнением – по поводу сказанного им. В конце концов, он взрослый человек и сам может отделить зерна от плевел.

  • Понимать, а не оценивать.

Человека оценивают с самого рождения. В роддоме его взвешивают, измеряют и присваивают ему категорию по шкале Алгар. В детском саду оценивают умение одеваться, самостоятельно есть и не путать правый и левый ботинки. В школе вся деятельность подвержена системе оценок, одной из самых несовершенных систем, не учитывающей индивидуальные особенности ребенка. То же самое происходит в течение жизни – в вузе, на работе, в обществе. Человек смиряется с ситуацией, даже считает ее нормальной. Но в семье он видит единственное место, где его воспримут полностью, без оценивания и анализа его поступков. Понимать своего супруга куда важнее, чем давать ему оценку. Первое сближает духовно, а второе одного ставит одного в зависимую позицию, а другого – в необоснованно возвышенную.

Простить не значит промолчать, сделать вид, что не заметил, что не обратил внимания. Простить – это пережить вместе, обговорить, обсудить, «пропустить» через себя ситуацию и очиститься себя от обиды, в супруга – от бремени вины. И прощение вовсе не значит упоминание обиды или приведшего к ней проступка при любом удобном случае.

Чтобы построить крепкую дружную семью, в которой не найдется места даже упоминанию о разводе, нужно постараться:

  • Не обещать, а на деле быть верным своему супругу, честным с ним, внимательным к нему;
  • Выражать свои чувства словами и подкреплять их действиями;
  • Верить супругу больше, чем кому бы то ни было еще;
  • Проводить время с пользой, развиваться личностно и показывать своим примером необходимость личностного и духовного роста;
  • Быть сдержанным и вежливым даже в самых крупных конфликтах, насколько это возможно;
  • Критиковать только обоснованно и всегда конструктивно, без навешивания ярлыков и без личных оценок;
  • Всегда поддерживать супруга в трудных ситуациях – трудных с его точки зрения, а не с собственной;
  • Стремиться к самостоятельной жизни, строить свою семейную жизнь независимо от родительских семей.

При этом необходимо понимать и учитывать разницу полов – не только физиологическую, но и психологическую. Женщине и мужчине нужны разные вещи для счастья. Женщине нужна забота, чтобы чувствовать себя нужно и любимой, мужчина нуждается в доверии к его личности и к его действиям. Женщине необходимо понимание, а мужчина нуждается в приятие его целиком и полностью. Женщине нужно уважительное отношение к тому, что она делает для семьи, а мужчина ожидает и желает признательности. Она более высоко оценит преданность и признание, а он – восхищение и одобрение. Ее уверенность в своих силах нужно регулярно подкреплять, для него важно получать поощрение. Жене важно знать, что муж действует в ее интересах, муж хочет действовать в интересах того, кому он нужен. Жена любит мечтать и хочет иметь возможность поделиться своими планами, а мужу нравится воплощать в жизнь мечты и планы, создавать и созидать. Женщина больше всего хочет быть уверенной в завтрашнем жене, мужчина считает самым главным реализовывать свои возможности.

netrazvodam.ru

Развод после венчания

протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Page 2

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно (Быт.2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт.1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт.2:24).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос.1-14; Еф.5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф.19:3).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф.5:31-32, 19:3-12).

О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (†107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с 4 в. возникает обряд венчания, а в 10 в. складывается его чинопоследование.

Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь. Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом.  свящ. Сергий Николаев

Брак — это не союз двух людей. Это союз трёх: муж, жена и рядом с ними Христос.

Page 3

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь. свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй». прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

Page 4

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Любая икона глубоко символична. «Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы. св. праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  прот. Олег Стеняев

azbyka.ru

Развод после венчания

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

Протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия: — Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода…

Page 2

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила… но все они – порождение и слава супружества. святитель Григорий Богослов

В 1-м правиле поместного Гангрского собора сказано: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви). Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем» (пр. 21).

Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь (Тов. 8:4-9).

Page 3

Существуют три ступени общения супругов в христианском браке: телесное, душевное и духовное общение. Брак свят, когда он охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих. Сама семейная жизнь – жизнь малой церкви – и есть путь спасения.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). «Мужья, – писал ап. Павел, – любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5:25,28). Смысл известной фразы «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения, бояться можно от ненависти и ужаса. В современном русском языке слово бояться употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском – в первом.

…Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.  протоиерей Аркадий Шатов

В семье главная аскетическая практика – это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высвобождение в себе пространства для другого. митрополит Алексий (Кутепов)

Служба знакомств «Азбука верности»

Сайт для родителей «Азбука воспитания»

Page 4

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила… но все они – порождение и слава супружества. святитель Григорий Богослов

В 1-м правиле поместного Гангрского собора сказано: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви). Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем» (пр. 21).

Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь (Тов. 8:4-9).

Page 5

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь. свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй». прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

Page 6

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Любая икона глубоко символична. «Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы. св. праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  прот. Олег Стеняев

azbyka.ru


Смотрите также