Развод и психологические последствия развода для детей


Развод и его тяжелые психологические последствия

Развод -разрыв, прекращение супружеских отношений между мужем и женой.

И хотя после развода бывшие супруги не перестают быть родителями для своих детей, психологическое потрясение сказывается на всех членах семьи — как на самих бывших супругов, так и на их родственников и детей.

То, что касалось двоих, нарушает нормальное функционирование гораздо большего числа людей.

Наиболее часто причинами разрыва между супругами становятся следующие факторы:

  • Социальные
  • Экономические
  • Психологические

Соответственно, именно эти стороны жизни всех членов семьи, претерпевают изменения после развода. Меняется социальное положение и экономическое обеспечение семьи. Меняется и психологическое принятия себя, окружающего мира, действительности после распада семьи.

Как правило, мотивом к заключению брака между мужчиной и женщиной, является именно психологическая привязанность. Партнерам очень комфортно вдвоем. Они испытывают положительные эмоции от общения друг с другом. Их личностные и чувственные интересы совпадают. Во время совместной жизни они вырабатывают схожие поведенческие реакции. После развода чувственная, эмоциональная , поведенческая реакция на бывшего супруга резко изменяется на противоположную.

И хотя в целях сохранения видимого спокойствия, многие бывшие супруги отрицают свою психологическую зависимость друг от друга, демонстрируют пренебрежительное отношение к последствиям развода, на деле это далеко не так: как правило каждая сторона конфликта проходит одни и те же психологические стадии:

  • Стадия неприятия развода — характеризуется стойким нежеланием одной из сторон принять неизбежность развода. Сохраняется надежда, что все скоро наладиться и семейная жизнь войдет в привычное русло.
  • Стадия отрицания — одна из сторон не желает признавать свободу другой стороны после развода, в ход идут угрозы, манипулирование детьми, шантаж. В тяжелых случаях могут быть даже суицидальные угрозы. Так же стороны не желают осознавать, что развод имеет сложные последствия и ведет к переустройству привычной жизни.
  • Стадия озлобленности — эмоциональная опустошенность заполняется желанием отомстить, навредить второй стороне, здесь так же возможны манипуляции с детьми, запрет на общение .
  • Стадия переговоров — на этом этапе одна или обе стороны продолжают добиваться примирения путем переговоров, поводом для которых может стать проблема, которую в одиночку не преодолеть: беременность ( чаще всего мнимая), ухудшение здоровья (реальное или придуманное), проблемы у детей или других близких родственников.
  • Стадия угнетения- если удержать партнера любой ценой не удалось, стадия активных действий прекращается, наступает депрессия, эмоциональная подавленность, снижение самооценки. В 10% случаях депрессивное состояние после развода требует вмешательства специалистов-психологов, психотерапевтов, а 1% » после разводного синдрома» -даже медикаментозного лечения. Длительность и тяжесть стадии зависит от эмоциональной стабильности партнеров после развода.
  • Стадия осознания — партнеры начинают воспринимать и принимать себя как новую независимую личность в новых обстоятельствах.
  • Стадия адаптации — разведенные партнеры на этой стадии готовы к новым отношениям. Хотя эта стадия может быть очень длительной: обретя свободу от старых отношений, приняв себя как новую личность, начинается поиск нового партнера и новых отношений. Женщина начинает работать над своей привлекательностью, меняет прическу, стиль одежды. Посещает места, где есть вероятность найти нового партнера. Мужчина, осознав свою свободу, так же надеется найти привлекательную партнершу. Однако эта стадия чревата тем, что ожидания и притязания на обретение новых отношений не всегда дают быстрый и желаемый результат. Обретение независимости после развода, вовсе не означает автоматического возникновения новых успешных отношений.
  • Иногда проходит ни один год, пока возникают устойчивые отношения. Только 80% процентов вступает в повторные браки после развода, а процент распада повторных браков превышает 60%. Видимо здесь права народная мудрость, что страшно только первый раз.

Последствия для детей

Перестав быть мужем и женой, мужчина и женщина не перестают быть родителями : мамой и папой. Психологические последствия для детей, после развода родителей, могут быть более тяжелыми. После развода резко ограничивается или прекращается совсем, общение с одним из родителей.

Дети любого возраста, от дошколят до подростков, очень остро переживают, почему папа (мама) ушли от них. Возникшее чувств вины пагубно сказывается на психолого-эмоциональной сфере ребенка. Иногда родители ошибочно полагают, что ребенок слишком мал, что бы осмыслить происходящее. Это далеко не так. Даже младшие дошколята способны проанализировать, что папа перестал приходить домой, забирать из садика, играть по вечерам. Для более старшего подростка так же ощутимый вред наносят смена привычного окружения, возможная смена жилья, учебного заведения, изменения материального положения семьи, недоступность прежнего уровня обеспеченности.

Очень часто дети болезненно переносят присутствие новых партнеров своих родителей. В новых семьях нарастает конфликтная ситуация между родителями и детьми от предыдущего брака. Это одна из причин большой нестабильности повторно созданных семей. Психологическая травма после развода родителей может неблагоприятно сказать и на личной жизни выросшего ребенка.

Вступая в брак, над помнить, что успешная и прочная семья -это каждодневный труд двух личностей, разных по характеру, поведению, образованию. Наверное верна народная пословица: руби дерево по плечу. Не выше, но и не ниже себя. Если же развод произошел, а его психологические последствия затянулись, обратитесь за помощью к психологу — это поможет вам быстрее адаптироваться к новому положению и начать полноценную новую жизнь.

psychology-s.ru

Последствия разводов

Как уже отмечалось выше, развод, особенно по инициативе одного из супругов, всегда оказывает психотравмирующее воздействие на всех членов семьи. Распад семьи является также серьезной социальной проблемой. Поэтому последствия развода можно условно разделить на три группы: 1) последствия для общества; 2) последствия для самих разводящихся; 3) последствия для детей.

О социальных последствиях развода уже упоминалось в начале этого раздела. Хотелось бы добавить, что большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак. Как справедливо заметил по этому поводу К. Витакер, «то, что супруги вложили друг в друга, нельзя забрать назад, а способность вложить себя в новое отношение отравлена подозрением и параноидальными чувствами ко всякому браку, как таковому». К тому же значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступают в брак. Исходя из этого, возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы воспроизводства населения. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей. Увеличение количества детей, воспитывающихся в семье без отца (при живом отце) увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

Развод способствует росту заболеваемости в обществе; он создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства (нарушения) как у родителей, так и у детей. Одиночество как последствие распавшегося брака становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. На этом фоне увеличение доли детей, выросших в неполных семьях, можно рассматривать как фактор, способствующий дестабилизации будущей семьи. Однажды разрушенная семья, считают ученые, повторяет себя в будущих поколениях. Дети, выросшие в неполных семьях, часто повторяют жизненные ошибки своих родителей: не умеют сохранять и ценить семью.

Ситуация развода не проходит бесследно и для самих разводящихся. Даже тогда, когда брак расторгнут юридически, многие из них не уверены в правильности принятого решения. Обнаружилось, что в 46% распавшихся семей один из супругов (чаще всего муж) испытывает позитивные или, по крайней мере, противоречивые чувства к партнеру. В каждой пятой семье накануне развода оба супруга сохраняют эмоциональную привязанность, несмотря на то, что совместное ведение хозяйства, объединение бюджета в подавляющем большинстве случаев прекращено, имущество уже поделено. Разведенные супруги оказываются как бы на перепутье. Это позволило некоторым специалистам назвать период после развода «вторым подростничеством». Действительно, как и в подростковом возрасте, бывшие супруги испытывают мучительную потребность найти свое место в жизни, часто они вынуждены заново определять для жизни систему ценностей, анализировать и основательно переосмысливать свою прошлую семейную жизнь. К сожалению, наиболее простыми и необременительными способами выхода из создавшегося положения, а точнее ухода от возникших проблем, могут быть пристрастие к алкоголю или наркотикам, проповедование «философии» краха современной семьи, поиски свободной любви или вступление в новый брак «назло» бывшему супругу.

Вместе с тем никто из разводящихся супругов не уходит с поля боя без потерь. Независимо от половой принадлежности и от того, кто «виноват» в распаде брака, супруги еще долго переживают по поводу развода: как правило, переживания после развода по поводу распада семьи тянутся остро примерно полгода — год. При этом у мужчин чаще всего — полтора: представителей сильного пола никак не «отпускает» прошлое. Некоторые долго и страстно ненавидят женщину, с которой расстались, и как бы в отместку ей завязывают новые знакомства чересчур прямолинейно, даже с вызовом. Однако им не всегда удается закрепить возникший контакт, удержать его, облечь в определенную форму — дружескую или любовную. В этот период человек словно раздваивается: то чувствует какую-то ущербность, то предъявляет слишком завышенные требования, и от этого еще больше мечется и мучается.

Психологами описаны переживания бывших супругов после развода, согласно которым их условно можно разделить на две группы (различия между мужьями и женами оказались незначительными): 1) тяжело переживающие развод; 2) легко переживающие распад брака. Обобщенные психологические портреты и тех, и других отличаются следующими характеристиками.

К первой группе относятся люди, которые отличаются высокой эмоциональной нестабильностью (перепадами настроения, расстройством сна, вплоть до невралгических болей и сильных сердцебиений). Они, как правило, признают предстоящий развод неудачей, которая серьезно осложнит их жизнь, не собираются повторно вступать в брак (или затрудняются при ответе на этот вопрос), часто сожалеют о прошлом, к супругу сохраняют эмоциональную привязанность (или, во всяком случае, относятся неоднозначно). Для них характерно появление мыслей о самоубийстве или попытки суицида, которые во многих случаях приводят к трагической развязке. Их друзья склонны осуждать или, по крайней мере, не одобрять предстоящий развод. Для женщин этой группы существенное значение имеет осуждение развода родителями. Вторая чисто женская особенность: чем раньше состоялся первый разговор о разводе, тем больше женщины внутренне готовы к нему и легче его переносят.

Для второй, противоположной, группы супругов характерна эмоциональная устойчивость. Они считают предстоящий развод освобождением от обременительных обязанностей, полагая, что расторжение брака должно изменить их жизнь в лучшую сторону. Поэтому собираются сразу же или в скором будущем вступить в новый брак и не сожалеют о прошлом, рассматривают себя в качестве инициатора развода, а к супругу испытывают неприязнь или равнодушие. Обычно друзья их поддерживают. Свои планы относительно ухода из семьи они долгое время держат в тайне, иногда само обсуждение возможности развода откладывают до последнего момента. Промежуток времени между таким обсуждением и подачей заявления о разводе у них составляет месяц и менее. Подобная позиция характерна преимущественно для мужчин. Для многих мужчин наибольшую трудность представляет не то, чтобы уйти, а то, чтобы сказать о своем решении жене. Поэтому когда жена объявляет о своем желании развестись, муж испытывает облегчение оттого, что она инициативу развода о волнующей его проблеме взяла на себя. Особенность переживаний данной группы разводящихся состоит также в том, что они очень быстро находят утешение в новом браке.

Как правило, в развод оказываются вовлеченными не только супруги, но и их дети, которые от расставания родителей страдают больше всего. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. К сожалению, принимая решение о разводе, родители думают о судьбе ребенка в последнюю очередь. Чешскими учеными был обнаружен интересный факт, свидетельствующий о неосознанности многими супругами своей родительской позиции и связанной с нею ответственности за судьбу ребенка. Так, например, абсолютное большинство молодых родителей убеждены, что дети-дошкольники еще слишком малы, чтобы развод их затронул. Видимо, по этой причине многие разводящиеся супруги ничего не говорят детям о предстоящем разводе. В этой ситуации ребенок вынужден сам объяснять происходящее. Известно, что некоторые дети-дошкольники обвиняют в разводе родителей себя: «Я не слушался, и поэтому папа уходит от нас». И разубедить их с помощью логических доводов не удается.

Еще более тяжелые последствия для ребенка появляются позже, когда бывшим супругам не удается наладить родительское сотрудничество. В данном случае имеется в виду расхождение мнений мужа и жены о формах и способах участия в воспитании, в контактах с детьми. Около половины отцов хотели бы встречаться с ребенком раз в неделю и чаще. Однако лишь пятая часть матерей считают это возможным, а вообще они чаще настаивают на полном отсутствии таких встреч. Что касается возможных форм участия в воспитании (контроль учебной деятельности и успеваемости детей в школе, забота о проведении ими свободного времени и т.п.), отцы предпочитают после развода такой «беспроигрышный вариант», как дарить детям подарки.

Согласно статистике, которой оперируют специалисты по семейному праву, 80% разведенных отцов ограничивают свои родительские обязанности уплатой алиментов; 10 из 100 не готовы даже на такие скромные жертвы и скрываются от собственных детей. И только 10% отцов выражают готовность заявить о своих родительских правах и согласны нести с матерями равную ответственность за судьбу ребенка, активно участвуют в его воспитании.

В такой ситуации, когда мать не противится встречам ребенка с отцом, возможна следующая крайность. Со временем мать начинает замечать, что ребенок, особенно мальчик, больше привязывается к отцу, ожидая каждой встречи с ним как волнующего праздника. Это вызывает в ней обиду и горечь одновременно: все будничные заботы о ребенке легли на ее плечи, а детской любви больше достается приходящему изредка отцу. И тогда начинается процесс «перекупки» любви ребенка при помощи подарков, игрушек и сластей. Ребенок мечется между родителями, воюющими между собой за его внимание, а потом приспосабливается и начинает извлекать свою пользу (выгоду) из этой вражды. Подобное поведение родителей может повлечь за собой серьезные деформации в личности ребенка, которые станут явными спустя годы, когда что-либо изменить уже не в силах. Но самые серьезные последствия развода родителей для ребенка - его воспитание в неполной семье. При всей жертвенности и героических усилиях матери неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка: процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. Уход из семьи отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери - модель комплементарности, может неблагоприятно проявиться в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте. Позднее - в собственном браке, а также в психологическом и сексуальном развитии. Мать стремится своим влиянием, любовью и заботой компенсировать то, что, по ее мнению, дети не получают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности. К тому же ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности.

В заключение хотелось бы напомнить несколько психологических советов, адресованных тем, кто столкнулся с трагедией развода.

1. Жизнь не стоит на месте, поэтому не следует считать, что все хорошее осталось в прошлом. В таком положении, прежде всего, надо начинать думать о себе, не пытаясь всю вину за случившуюся неприятность переложить на голову другого. Человеку легче думать, что кто-то, а не он сам, виноват в его злоключениях, что из-за бывшего партнера потеряны лучшие годы жизни, упущены возможности сделать карьеру и т.д. Возникает желание припомнить ему (ей) сотни отвратительных поступков. Но ваша собственная жизнь от постоянного возвращения к подобным воспоминаниям вряд ли улучшится. Поэтому разумнее всего перестать осуждать, а тем более мстить. Надо найти в себе силы и мужество не только осознать и принять случившееся, но и посмотреть на развод как на шанс сделать свою жизнь совершеннее.

2. Как только вы внутренне созрели для развода и уговорили себя не бояться предстоящей жизни без того, кто долгие годы был рядом, начинайте строить планы, программируйте себя на успех. Попробуйте представить возлюбленных, которые наверняка ожидают вас впереди. С этих позиций вы по-иному взглянете на развод, он станет не крушением, а лишь порогом, который надо переступить, чтобы начать новую жизнь.

Естественно, безболезненным этот этап для вас пока не будет, потому что под влиянием своей личной трагедии вы пока никому и ничему не верите. Это закономерно, потому что в вашей неудавшейся семейной жизни годами копилось обоюдное раздражение, которое уйдет не сразу. Зато есть надежда на окончательное выздоровление, как только вы очертите для себя благоприятную перспективу.

3. Надо сесть за стол переговоров. Сделать это, безусловно, трудно: бывший супруг вызывает как минимум раздражение, а чаще всего — глубокую ненависть. С ним не хотелось бы не только разговаривать, но и видеться. Но чтобы договориться полюбовно, надо перестать выяснять отношения, а также обижаться, обвинять его (ее). Надо обсудить чисто практические вопросы.

По данным зарубежных исследователей, многие бывшие супруги поддерживают друг с другом разного рода отношения: 17% мужчин по-прежнему помогают бывшим женам в домашних делах, 8% присматривают за детьми, если жена не может этого сделать, 9% продолжают интимную жизнь. Этим людям удалось расстаться не врагами. Попытайтесь опереться на их позитивный опыт.

4. Уходя от своего бывшего избранника, — уходи. Закрыв дверь предыдущей семейной жизни, имейте мужество не оглядываться назад. Конечно, можно оставаться бывшему мужу (жене) хорошим другом, вникать во все его проблемы, давать советы, кормить обедом и стирать рубашки. Но делайте это хотя бы не в ущерб собственной личности.

Развод — это испытание. Испытание на здравый смысл, от которого во многом зависит ваше будущее. Это еще и проверка на гибкость жизненной позиции, которая поможет пережить свалившееся несчастье. Поэтому постарайтесь сохранить чувство собственного достоинства и сделать выбор: остаться в одиночестве и жить вне брака или предпринять новую попытку найти свое семейное счастье.

studfiles.net

Развод и последствия развода.

Семья распалась, бывшие супруги пережили мучительный период во время развода и теперь, получив на руки свидетельство о расторжении брака, и став совершенно чужими людьми и свободными друг от друга, каждый должен начать новую жизнь.Распад семьи не проходит бесследно, он оставляет глубокую душевную рану в сердцах разведенных, боль и обиду, так же сказывается на состоянии здоровья, от стресса возникают различные заболевания, некоторые серьёзные заболевания даже могут привести к смерти. После развода, как правило, происходит раздел имущества, и часто он происходит в судебном порядке, со скандалом, ухудшаются жилищные условия, так, как возникает потребность в разделе квартиры, возникают материальные проблемы, проблемы в общение с детьми.

Последствия развода для женщин

Каждая женщина по своему переживает развод, но для каждой женщины это большой стресс, ведь не важно, по какой причине разрушилась семья, женщина ощущает себя покинутой, брошенной, никому не нужной. Если женщина любила своего муж и считала, что у них крепкая семья, а развод стал неожиданностью и большим потрясением, то переживания могут быть более глубокие, затяжные, женщина может впасть в депрессию, у неё возникают мысли: «Как жить дальше и стоит ли жить?» Если у женщины имеются какие-то психические расстройства, то на почве развода, могут возникнуть мысли о самоубийстве. В это время очень важна чуткость и помощь родных и близких людей, они должны с пониманием отнестись к проблеме женщины, всячески оберегать и подбадривать её. Часто после развода одинокая женщина теряет связи с друзьями мужа, а иногда и с замужними подругами, так как подруги видят в ней угрозу своему браку, могут воспринимать, как соперницу. Да и сама разведённая чаще всего отказывается от совместного времяпровождения с семьями знакомых, так как стесняется появляться одна. Конечно, в большинстве случаев, подруги и знакомые стараются как-то поддержать свою несчастную подружку, пытаются познакомить её с кем-то из своих знакомых свободных мужчин, чтобы скрасить её одиночество.

Тяжелее всего развод переживают женщины, прожившие в браке много лет, если муж внезапно уходит из семьи к молодой сопернице. Женщина остаётся одна, хорошо, если взрослые дети поддерживают свою мать, помогают ей, и если у неё есть внуки, они скрашивают её одиночество. Но часто бывает что, взрослые дети живут своими семьями вдалеке или не считают нужным общаться со своей брошенной матерью.Если в семье есть дети, как правило, после развода они остаются с мамой. В неполной семье часто возникают материальные трудности, уменьшаются доходы семьи и мама вынуждена подыскивать другую работу, более высокооплачиваемую или устраиваться на вторую работу, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым, при этом мама больше устаёт и меньше уделяет внимания своим детям. Часто измученная трудностями, работой, опустошенная морально, обиженная своим бывшим мужем, женщина настраивает детей против своего отца, выставляя его предателем и подлецом.

Часто после развода молодая мама с маленьким ребёнком возвращается в родительскую семью. Если семья благополучная и родители любят и всячески поддерживают свою дочку и её малыша, помогают ей в воспитании ребёнка, то горечь от развода уменьшается и женщина легче переживает трагедию. Но бывает, что родители попрекают дочь в том, что не смогла уберечь от развода свою семью, что осталась одна с ребёнком на руках, без работы, и им приходится теперь кормить её и еще её ребёнка. Женщина испытывает боль не только от предательства бывшего мужа, а еще большую боль от того, что она со своим ребёнком является обузой для семьи своих родителей. Когда причиной развода является алкоголизм или наркомания мужа, женщина сама решает избавиться от такого брака. Часто у женщины остаётся горечь от того, что её бывший муж, любимый когда- то человек, обменял её и детей на бутылку, потерял себя, как личность. Но осознание того, что он больше никогда не будет терзать её душу своим пьянством, никогда больше не поднимет на неё и на детей руку, не будет трепать нервы - даёт женщине силы и позитивный настрой на преодоление всех трудностей, которые будут присутствовать в её неполной семье.Женщины труднее переживают развод, чем мужчины, у женщин меньше шансов создать новую семью, так как дети остаются с мамой.

Последствия развода для мужчин

Развод для мужчины, как и для женщины - является большим стрессом, отдаётся обидой и болью, переживаниями и так же, оставляет глубокую рану на сердце. Разведённую женщину с детьми обществом принято жалеть, оправдывать и оказывать поддержку, а мужчину – осуждать в том, что бросил её с детьми, обвинять в предательстве. Мужчина такой же живой человек, как и женщина, у него такое же сердце, которое болит от распада семьи, от расставания со своими любимыми детьми, от предательства любимой жены.Часто после развода мужчина, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, с депрессией начинает увлекаться сильными алкогольными напитками. Ему кажется, что водкой можно заглушить своё горе, но чем больше он пьёт, тем быстрее ухудшается его депрессивное состояние. Если мужчина вовремя не опомнится, не возьмет себя в руки, то у него возникает множество проблем не только со здоровьем, но и с работой. Мужчине, как и женщине, свойственно желание иметь свой уютный дом, где его всегда ждут любящие домочадцы. А после развода он, чаще всего, вынужден уходить из семьи, а значит и из жилья. Мужчине нужно где- то жить, хорошо, если уходит в родительскую семью, где найдёт понимание и поддержку родных.Если приходится снимать жильё, то часто возникают финансовые и хозяйственные проблемы. Ведь большинство мужей не приспособлены к ведению домашних дел, все семейные дела осуществляла супруга. И готовила еду, и стирала, и гладила бельё, и мыла посуду и убирала квартиру. А теперь волей-неволей приходится всё делать самому. Его угнетает неустроенность быта, неумение приготовить себе нормальную еду, он вынужден неправильно питаться, что приводит к ухудшению здоровья.

Если инициатором развода был бывший муж, а причиной развода новая семья, то проблем с жильём ему удаётся избежать. Но часто возникают другие проблемы, мужчина разочаровывается в новой жене, постоянно сравнивает её с бывшей - и готовит она не так вкусно, как его бывшая жена, он осознаёт, что развод был ошибкой, а первая жена намного лучше новой.

Многие мужчины, обретя долгожданную свободу, не всегда быстро могут найти новую любовь. Они испытывают трудности в общении с женщинами, так как многие женщины, узнав, что мужчина только что развёлся, не всегда идут с ним на контакт. Женщина подозревает, что перед ней не совсем порядочный мужчина, раз жена его выгнала, значит, он или гулящий, или никчёмный или безответственный, если оставил жену с детьми.Часто на нервной почве от развода, от обиды, что бывшая жена покинула его, предпочла ему другого мужчину или решила: «что лучше жить одной, чем с кем попало» у мужчины может произойти снижение сексуального влечения.

Если у мужчины есть дети, которых он сильно любит, он скучает без них - разлука с детьми угнетает его, он часто ощущает себя предателем по отношению к детям. А если ещё и бывшая жена настраивает детей против отца, препятствует ему в общении с детьми или совсем не дает ему видится с детьми, мужчина страдает, ему больно, он вынужден переживать и прятать свою боль, ведь мужчинам не принято делиться своими чувствами с окружающими. Женщина может поплакаться подругам, родным и ей станет легче, а мужчине лить слёзы не принято и он все отрицательные эмоции, всё горе держит в себе.Бывает, что после развода дети остаются с папой, а мама уходит из семьи, мужчине приходится заменять детям мать, заботится о них, готовить еду, выполнять все функции, которые раньше выполняла бывшая жена, одному воспитывать детей. Женщине, воспитывающей детей в одиночку очень трудно, а мужчине ещё трудней, ведь для женщины домашние дела - привычное и обыденное дело, а мужчине нужно научиться, не только готовить, стирать, но и ухаживать за детьми, воспитывать их. И от мысли, что жена бросила не только его, а ещё и детей, что она оказалась не только плохой женой, но и отвратительной матерью - боль в душе мужчины будет присутствовать долгие годы.

Последствия развода для детей

Больше всего от развода родителей страдают дети. Ведь они одинаково любят и папу и маму, и разлука с одним из родителей огорчает ребёнка.Если ребёнок совсем маленький и находится на грудном вскармливании, а у мамы во время развода пропало молоко, то ребенок получает не только психологический стресс, но и обрывается процесс грудного вскармливания и малыш не получает необходимое питание для своего развития. Если молодой маме приходится искать работу, а кроху передавать на воспитание своим родителям, разрыв с матерью может привести ребёнка к депрессии, у него пропадает аппетит, ухудшается самочувствие.Дети постарше тоже испытывают стресс от развода родителей. Ребёнку трудно понять, почему папа ушёл из семьи, а мама всё время плачет и когда ребёнок спрашивает: «А где мой папа?», мама злится и обзывает папу плохими словами, говорит ребёнку, «что папа бросил их и больше не любит». Ребёнку становится страшно: а вдруг и мама покинет его, разлюбит, он становится капризным, не хочет расставаться с мамой, боится оставаться один. Он часто грустит, плачет, его сон становится тревожным, прерывистым.Некоторые дети становятся замкнутыми, многие считают себя виноватыми в том, что родители расстались, становятся задумчивыми, молчаливыми, не желают общаться и играть с ровесниками.Мальчики часто становятся раздражительными и более агрессивными, весь свой гнев и злобу сгоняют на сверстниках, ввязываются в драки, сквернословят, начинают курить и употреблять алкогольные напитки. Если мама ругает сына за плохое поведение, за неуспеваемость в школе, сын угрожает уходом из дома, а иногда совершает побег из дома, грубит маме, становится неуправляемым. После развода многие мальчики не желают общаться с отцом, стараются всячески оттянуть встречи с ним, а встречаясь, не хотят разговаривать или грубят, ведут себя вызывающе.

Девочки становятся более обидчивыми, плаксивыми, часто впадают в грусть. Чтобы привлечь к себе внимания жалуются на головные боли или на боли в сердце, в животе. Мама не должна оставлять без внимания эти жалобы, визит в поликлинику просто необходим, так как на фоне стресса могут возникнуть различные заболевания. Маме нужно постараться в этот период быть более нежной и ласковой со своей дочкой, не стоит настраивать дочь против отца, не надо говорить: « твой отец - подлец и негодяй, он бросил нас», так как у девочки могут вырабатываться негативные отношения к мужчинам. Повзрослев, она будет воспринимать мужчин, как зло, будет испытывать трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, что может отрицательно сказаться на женской судьбе и личной жизни.При разводе своих родителей ребенок очень сильно страдает, переживает, ему страшно, так как разрушается его представления о жизни, часто он чувствует себя виновным в том, что родители расстались. Он одинаково любит и маму и папу, а разлука с папой действует на него угнетающе.

Что же нужно сделать, чтобы облегчить страдания ребёнка?

Прежде всего, нужно постараться сохранить тот жизненный уклад, который был в семье до развода, сохранить все семейные привычки, традиции. Не нужно переводить ребёнка в новую школу или в другой детский сад, ведь новая непривычная обстановка и незнакомые люди могут вызвать у него ещё больший стресс и переживания.Ребёнок должен продолжать общаться не только с папой, но и с бабушкой, дедушкой и другими родственниками отца, они так же должны принимать участие в воспитании ребёнка.Несмотря на боль и обиду, ради спокойствия и благополучия своего ребёнка, разведённые родители должны постараться найти общий язык друг с другом и при ребёнке вести себя спокойно и сдержанно, без упрёков и раздражения.Не нужно обманывать ребёнка, говоря, что папа уехал в командировку, лучше откровенно сказать, что папа больше не будет жить с нами. Постарайтесь успокоить и убедить ребёнка в том, что папа его любит, и будет любить всегда и так же, как и прежде будет общаться с ним.Уделяйте своему ребёнку в этот тяжёлый период больше внимания, ласки, любви, не оставляйте его одного со своими переживаниями, постарайтесь чаще гулять, ходите в зоопарк, в кино, вместе смотрите мультфильмы или читайте любимые книги, так вам и вашему ребёнку легче будет пережить развод.

Берегите свою семью от развода и пусть ваши дети растут в счастливой и полной семье!

Комментарии (3)

timelady.ru

Последствия развода. Детские реакции на развод родителей и помощь взрослых.

Обыденная мораль представляет развод, прежде всего, как женскую проблему. Но это далеко не так. Мужчине брачный союз нужен более чем женщине и развод они переносят болезненнее. Их неудовлетворенность одиночеством еще более острая и длительная. Даже если мужчина, ставший инициатором развода, находит удовлетворение в работе, он все равно чувствует себя опустошенным.

Расторжение брака, по мнению психологов, есть стрессовая ситуация, которая угрожает душевному равновесию не только одного или обоих супругов, но и, безусловно, наносит большой психологический вред здоровью ребёнка. Если после развода супруги становятся чужими, то для ребёнка они никогда не будут таковыми, исключая случаи, когда сами этого захотят. Тяжелее всего развод родителей переживают мальчики в возрасте 5-7 лет. Девочки же особенно сильно реагируют на разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в предразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7 % детей снижается успеваемость, у 19,6 % страдает дисциплина дома, 17,4 % требуют особого внимания, 8,7 % убегают из дома, 6,5 % конфликтуют с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И как отмечает А. Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Существуют научные данные, подтверждающие предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, у которых раннем детстве разошлись родители, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке [4].

Вместе с тем психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не столько сам развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.

Совместные исследования психологов и медиков показывают, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мама. Результатом реагирования на депрессивное постразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца [3].

Когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной постразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания: от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова «не спускает его с рук», так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Дж. Мак Дермот и Дж. Валлерштейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношения к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых ими конфликтов [33].

Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала, и из-за этого ушел папа. У других развивалось устойчивое самообвинение. Эмоционально чувствительные дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями, частичной утратой социально - бытовых навыков. Также отмечалась внутренняя напряжённость, которая проявлялась на психосоматическом уровне.

По наблюдениям Дж. Мак Дермота, мальчики этого возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. Подобное он объясняет тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери [33].

У детей 5-6 лет так же, как и в средней группе, наблюдались увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки.

По данным исследований, девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5-6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослого и физического контакта с ним.

Согласно исследованиям Дж. Валлерштейн, наиболее уязвимым при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам [33].

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по- особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье. Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством. Юношеская любовь трепетна и пуглива, ее легко разрушить, отвергнув или оскорбив. Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность. Если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? Разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни.

По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1-2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. А.И. Захаров отмечает: «Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, то есть тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии)» [6, c. 122].

К концу подросткового - началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и признании. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения.

Иногда подростки совсем отрицают любовь только из-за развода родителей. Боясь хрупкости этого чувства, они могут избегать близких отношений и обязательств, их связи с людьми очень поверхностны, они опасаются рисковать, предпочитая большие компании интимному общению. Некоторые подростки вступают только в стабильные и безопасные в эмоциональном плане отношения.

Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что, лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого - не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки. По данным психологов, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом.

Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой - он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему, втайне мечтает о воссоединении семьи. Следует отметить, что механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю при высококонфликтных разводах могут быть связаны, как непосредственно с поведением отвергаемого родителя, так и с защитными механизмами ребёнка, активизирующимися в ситуации конфликта, когда ребёнок отвергает одного из родителей для того, чтобы можно было бесконфликтно существовать рядом с другим родителем. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача - нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей.

Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Целенаправленное формирование у ребёнка негативного отношения к одному из родителей, нарушающих процесс гармоничного развития, приведёт к формированию в будущем негативной установки ко всем значимым близким, что в свою очередь, создаст значительный риск нарушений развития ребёнка.

Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным.

В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей. Исследования свидетельствуют о том, что чувства, которые испытывал ребенок в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.

Если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего - неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Развод для взрослых - это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое из лучших побуждений они идут по собственной воле. Для ребенка расставание родителей - это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что папа и мама недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением (решением).

При этом есть некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания в себе, и внешнее поведение их почти не меняется. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда подобные реакции направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что ее они не разлюбили.

Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков - это гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Свою агрессивность мальчики могут выражать по-разному, выбирая ее объект в зависимости от условий: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам.

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, рассеянность внимания и др. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья, а для мальчиков - асоциальные формы поведения.

Для ребёнка расставание родителей - это всегда крушение его мира. Последствия развода родителей могут быть самыми различными. Это могут быть неврозы, депрессивные состояния, различные поведенческие нарушения: агрессия, капризность, замкнутость и многие другие. Такие последствия могут быть как временными, так и постоянными, проявляясь на протяжении даже нескольких лет после расторжения брака, а также в подростковом периоде.

Согласно результатам психологических исследований, более половины детей из разведенных семей в пубертатном периоде проявляют тревожность, злость, уныние, подавленность, неуверенность в своих способностях, а также агрессию. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [18].

Дeти могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохpанили cемью. Они могут злиться на самих себя и испытывать чувство вины, из-за того, что их непослушание привело к разpыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не рассталиcь.

Ребенку бывает трудно преодолеть или выpазить эту злоcть и обиду. Ребенок оказывается в противоречивом положении: если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к какому-нибудь из родителей, то может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может лишен возможности посещать этого родителя. Как результат, в большинстве случаев, ребёнок отвергает одного родителя (чаще того, кто покинул семью), чтобы бесконфликтно существовать с другим.

Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Часто при разводе ребенок меняет место жительства - это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными. Испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потерять и второго. Возрастает опасение, что его могут отдать в детский дом. Дети перестают чувствовать себя в безопасности, их волнует, кто будет заботиться о них и забирать после школы.

Родительская напряженность и споры приведут к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в произошедшем. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Другими дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд и повторный родительский брак. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно заметить и устранить проявления, сигнализирующие о психологическом неблагополучии. Приведем некоторые наиболее частые реакции детей разного возраста, вызванные после разводным стрессом.

В грудном возрасте ребёнок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Дети не могут высказать того, что они чувствуют, поэтому их частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции на стресс:

  • · потеря аппетита;
  • · расстройства желудка;
  • · беспокойное поведение;
  • · диатез.

Меры, которые следует предпринять родителям в таких случаях, помимо борьбы с появившимися недомоганиями детей следующие. Постарайтесь придерживаться установленного режима дня, чаще общайтесь с ребенком, улыбайтесь, разговаривайте. Отдыхайте сами, в те часы, когда младенец спит, а если есть возможность, воспользуйтесь помощью родственников и друзей. Особенно это важно для матерей, которые больше всего общаются с младенцами, кормят их грудью, а значит, находятся с ним в более тесном контакте [18].

В возрасте от 2 до 4 лет дети уже понимают, что один из родителей не будет находиться с ними все время, но не могут понять, почему. Возможными детские реакциями могут стать:

  • · проблемы со сном;
  • · внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;
  • · возврат к младенческому поведению (регрессия развития);
  • · проявление агрессии (ребенок может кусаться, драться);
  • · возникновение панического страха, если родителя нет рядом.

Выделите специальное время для общения с ребенком, поиграйте вместе, почитайте любимую книжку. Радостная детская улыбка и вас самих отвлечет от существующих проблем. Порой, некоторые дети начинают вести себя так, как будто растеряли все ранее приобретенные навыки. Это включаются защитные механизмы, такие регресс, компенсация. Не наказывайте их за попытки вернуться к младенческому поведению, но мягко останавливайте, когда это заходит слишком далеко. Все действия производите спокойно, размеренно, привлекайте к общению с ребенком других близких родственников. А главное, расскажите ребенку, в доступной для него форме, почему папа (мама) больше не будет постоянно с вами проживать, чтобы ребенок не начал сам строить догадки, ведь, как известно - у страха глаза велики.

Трёхлетний мальчик, родители которого особо яростно бились в суде за право проживания с ним, не мог понять, почему от него уехала мама, разлуку с ней он переживал очень остро. Потом, когда спустя полгода после периодических встреч, мама забрала его от папы и увезла «в свой дом», мальчик был подавлен, грыз ногти и кричал по ночам. На любое непонравившееся действие начинал размахивать кулачками, проявлял агрессию. На встречах с отцом молчал и кусал губы. Маме потребовалась помощь психолога, пришлось приложить огромные совместные усилия, чтобы вывести малыша из невротического состояния.

Если двухлетний ребёнок спрашивает: «Почему папа с нами не живёт и когда он к нам приедет?», - он уже понимает, что в семье произошли какие-то изменения, поэтому ребёнку следует объяснить, что папа и мама не могут жить вместе, не вдаваясь при этом в подробности, и конечно, не транслируя своих обид относительно другого супруга. Надо заверить ребёнка, что они по-прежнему любят её и, папа будет навещать ее так часто, как только сможет. О встречах можно говорить, если с бывшим супругом это заранее оговорено.

Дошкольники (5-7 лет), как правило, понимают, что одного из родителей не будет рядом, и начинают догадываться, почему. В этом возрасте возможны такие детские реакции:

  • · приятные и неприятные фантазии;
  • · появление неуверенности относительно будущего;
  • · ощущение ответственности за произошедшее;
  • · желание наказания;
  • · повышенный травматизм;
  • · проявление агрессии, направленной против родителя, с которым он живет;
  • · ночные кошмары.

В данном случае родители помогут ребенку, поощряя разговоры о том, что его беспокоит, что он чувствует. Объясните, что в произошедшем нет его вины, и убедите, что будете заботиться о немне зависимости от сложившихся обстоятельств. Организуйте встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это по какой-либо причине невозможно, то постарайтесь наладить общение хотя бы по телефону). Каждый день уделяйте ребенку время для бесед и общих занятий. Постарайтесь не разлучать ребенка с любимым животным. Иногда общение с четвероногим другом (хомячком, птичкой) может помочь детям преодолеть, навалившееся на него чувство одиночества.

Дети младшего школьного возраста понимают, что такое развод, и знают, что их родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. В связи с этим, возможно возникновение реакций как физического, так и психологического характера:

  • · жалобы на головные боли или боли в эпигастральной области;
  • · беспокойный сон;
  • · ухудшение аппетита, проблемы с засыпанием, диарея, энурез;
  • · ребенок чувствует себя обманутым; надеется, что родители еще будут вместе;
  • · чувствует себя отвергнутым тем родителем, который уехал;
  • · прогуливает школу и избегает дружбы.

Родителям желательно отвечать на все вопросы относительно изменений, произошедших в семье, а не отделываться отговорками, вроде: «Ты ещё ничего не понимаешь!», «Сейчас не до тебя!». После таких ответов дети вряд ли захотят обратиться к вам с новыми вопросами, и будут искать ответ у кого-нибудь другого. Мама восьмилетнего мальчика интересовалась, что ответить ребенку, когда он спрашивает, будут ли они с папой снова жить вместе (родители разошлись год назад). Если родители не планируют вновь восстанавливать семью, лучше честно сказать мальчику об этом. Неискренность может привести к тому, что ребенок перестанет доверять взрослым и в дальнейшем может быть глубоко разочарован, если после долгого ожидания его желанию не суждено сбыться. Естественно, что в разговоре такие выражения, как «С твоим отцом невозможно жить вместе!» или «Ни за что на свете я не соглашусь на это!», употреблять не стоит. Внимательно отнеситесь к признакам проявления депрессии, и если есть опасения, что она затянулась или стала интенсивней, обратиться за профессиональной помощью к врачу. Уважайте личные тайны ребенка, но в то же время интересуйтесь его внутренним миром. И, конечно, не вовлекайте ребенка в свои взрослые проблемы. Обрушивая непосильный груз на детские плечи, вы ещё больше перегружаете его нервную систему.

Дети от десяти лет и подростки понимают, но не принимают развод. Со свойственной им категоричностью они протестуют против сложившейся ситуации, становясь грубыми, неуправляемыми. Возможные детские реакции:

  • · ребенок чувствует разочарование, обиду;
  • · манипулирует родителями, используя сложившуюся ситуацию;
  • · становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);
  • · чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;
  • · игнорирует одного или обоих родителей;
  • · у ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные отношения.

С пониманием отнеситесь к резким выпадам подростков, стараясь сгладить острые углы в отношениях, но настаивайте на своем в принципиальных вопросах, объясняя мотивы своих требований. При относительной свободе, не помешает контроль с вашей стороны. Вы должны знать, чем занимается ваш ребенок в свободное время, с кем дружит, и что его интересует, при этом оставляя ему право на самоопределение. Постарайтесь заинтересовать детей каким-нибудь занятием (спортивные секции, творчество). Увлечение наполнит их жизнь новыми интересными впечатлениями и поможет избежать зацикливания на возникшей в семье проблеме. Еще один важный момент - не допускать в адрес бывшего супруга (супруги) негативных высказываний, ругательств. Если вам что-то не нравиться в поведении ребенка, в моменты гнева и недовольства старайтесь не проводить сравнительный анализ, и воздерживаться от фраз: «Ты такой (ая) же как твой отец/мать!», «От тебя никакого толка, как и от твоего отца/матери!» и т.д. Потерять контакт легко, а восстановить бывает очень трудно.

Конечно, мы рассмотрели далеко не все реакции и способы борьбы с ними. В каждом конкретном случае родители применяют те методы, которые подходят именно его ребенку в данной ситуации. Зачастую родители недооценивают интенсивность влияния развода на неустойчивую детскую психику и слишком беспечно относятся к этому влиянию. Если же вы чувствуете, что не справляетесь с решением возникших проблем, обратитесь к психологу.

В случае «развода» речь идет не о результатах в психологическом смысле и не о периоде, который захватывает собой один или два года жизни. Скорее всего, если говорить о детях, можно охарактеризовать развод, как судьбу, которая порой дает о себе знать уже в раннем возрасте, а порой даже до рождения в силу того, что между родителями образуется «трещина», которая рано или поздно приводит к тому, что отец и мать не смогут больше жить вместе. За «внутренним разводом» в данных общественных отношениях чаще всего следует пространственный (и юридический) развод, который в известной степени в «третьем акте» ведет к новой форме существования - разведенной семье. На произошедшее накладывает отпечаток то обстоятельство, что теперь во внешних жизненных условиях объекты, продолжающие существовать в неразрывных отношениях, вдруг относятся к разным мирам. «Судьба» предполагает также, что жизненная дорога «детей развода» с этого момента становится еще трудней. Именно в том смысле, что на каждой ступеньке развития - как и в биографическом развитии «драмы развода» - при более сложных обстоятельствах разыгрываются нормальные, неизбежные психические конфликты или они провоцируют дополнительные психические конфликты, что означает для ребенка минимальный шанс преодоления этих барьеров без ущерба для психического здоровья и прежде всего для будущего развития.

Исследователи различают неспецифические и специфические долгосрочные последствия развода. Установлено, что сложные условия развития ребенка перед, во время и после развода (в узком смысле) повышают вероятность патогенных процессов обороны. Результатом таких процессов обороны являются острые психические нарушения (симптомы, черты характера) и прежде всего повышенная диспозиция для последующих невротических заболеваний. Эти невротические диспозиции можно назвать неспецифическими долгосрочными последствиями, потому что развод можно оценить как важный этиологический фактор в конфликтах, которые ребенок подсознательно вынашивает в себе всю жизнь. Конкретные же картины болезни дополнительно к этим диспозициям могут объять всю палитру невротических проявлений. Среди этих страданий, есть некоторые, чрезвычайно часто встречающиеся у взрослых, которые в детском возрасте, пережили развод родителей, и происходят они из подсознательных конфликтов, с коими связаны переживания и чувства детей развода в типичных аспектах судьбы.

Неспецифические невротические диспозиции могут быть приобретены на каждом этапе психического развития. Чем раньше появляются психические конфликты и травматические переживания, угрожаемость которых перегружает способности детского «Я» к действиям и интеграции, тем выше можно оценить вероятность, что однажды дело дойдет до срыва психического равновесия, и тем массивнее окажется ущерб, нанесенный данной человеческой жизни.

Это «раньше» понимается вовсе не в биографически-хронологическом смысле. Как раз послеразводный кризис ясно говорит о том, что «ранние нарушения» могут появиться из-за регрессивных деструктивных процессов, и так, из прошлого перейти в будущее. Могут также, наоборот, уже появившиеся патогенные образцы снова оказаться вызванными к жизни посредством этих процессов, если ребенку в нужный момент не будет оказана необходимая помощь. На этом основании можно определить момент, в который можно сделать первые прогнозы по поводу длительных невротических обременений переживаниями развода, и это приблизительно через полтора года после психологического момента развода.

С некоторой долей вероятности можно рассчитывать на то, что дети к этому времени восстановят первое равновесие, т. е. состояние, относительно свободное от страхов. Прогнозы в первую очередь ориентируются на тот факт, являются ли страхи, которые следовали за разводом или были вновь активированы им, в действительности переработанными или они были отражены; во - вторых, насколько эти подсознательные или подсознательно измененные страхи массивны. Спектр распространяется, таким образом, от почти (немногих) не обремененных детей до таких, которым грозит в будущем опасность тяжелых нарушений их психического развития. Но возможные долгосрочные последствия еще окончательно не определены. Ребенку предстоит добрая часть «третьего акта» его детской жизни с «сепаратными объектоотношениями», в течение которого его прогностический статус может стабилизироваться или измениться.

Все вышеперечисленные приметы разведенных семей указывают на то, что шансы преодоления и нового активирования психических конфликтов детьми без применения патогенных механизмов обороны в этих условиях заметно снижаются: они испытывают больше разочарований, у них меньше возможностей для бесстрашного преодоления агрессивности, кроме того, назревают нарцисстические проблемы вместе с затрудненной сексуальной идентификацией, обостряется реальность с братьями и сестрами, растет чувство вины по отношению к опекающему родителю, на него обрушиваются большие нагрузки и меньшая вероятность проникновенности со стороны одинокого родителя (например, отсутствие партнерской «ревизии», большая личная уязвимость, педагогизация отношений с ребенком). При том, что у детей, которые вынуждены были в течение долгих месяцев после развода отражать массивные страхи конфликтов, все же в семье с одним родителем возросла общая перегрузка конфликтами, но зато семейная ситуация после развода предложила настолько больше безопасности, что они при стечении обстоятельств смогли позволить себе несколько расслабить оборону (особенно, если дети не достигли еще переходного возраста). Таким образом, их в душевной жизни опять появляются возможности для нормального психического развития ребенка положительных чувств и определенных переживания.

К «невыгодным стечениям обстоятельств», которые могут ухудшить долгосрочные прогнозы ребенка, относятся, однако, не только более или менее открытые конфликты между разведенными родителями, но и вообще обрыв контактов с неопекающим родителем. Также многие, часто «тихие» особенности посттравматического треугольника отношений «мать - отец - ребенок» могут в определенных комбинациях, в известной степени, значительно уменьшить шансы развития ребенка.

Из «невыгодных» послеразводных отношений названные выше являются экстремальными случаями, в которых психические нагрузки на ребенка настолько огромны, что дело доходит до посттравматического срыва равновесия, то есть до воскрешения невыносимых страхов, которые мучают ребенка в результате развода. Или возьмем такие случаи, в которых послеразводный кризис распространяется далеко за пределы обычного для него времени. Положение принимает такой характер развития особенно тогда, когда развод не ведет короткой дорогой к новой, относительно константной семейной ситуации, а родители в долгой схватке сражаются друг с другом за право опеки или эта борьба разражается вновь за пересмотр уже принятого решения.

Проблема, вытекающая отсюда для детей, является двойной: во-первых, разлука с одним из родителей превращается из полного боли события в процесс, который может длиться месяцы или повторяться множество раз, из-за чего ребенок то «навсегда» остается жить с отцом, то «навсегда» с матерью и т.д.

Но что остается неизменным, это следующее: дети становятся не только объектами родительских конфликтов, но более или менее прямо видят себя призванными или соблазненными принимать решение самим. Желание ребенка остаться с матерью или с отцом вообще ничего не говорит о том, в ком из них он наиболее нуждается для своего дальнейшего развития. Но что еще хуже, так это то обстоятельство, что ребенок принимает на себя ответственность, а вместе с ней и вину за свое предпочтение. Это очень большая разница, виноват ли я как ребенок перед отцом, так как радуюсь, что могу жить с мамой, или я перед родителями или перед судом должен ясно сказать: «Я не хочу к папе, я хочу остаться с мамой!». Еще хуже, если на основе поведения или желаний ребенка право на опеку будет передано другому родителю. Таким образом, фактически дело оборачивается новым разводом и именно тем разводом, в который ребенок активно вложил свой вклад. Катастрофические последствия такой борьбы заключаются не только в конфликтах лояльности и чувстве вины у детей, но и в муках переживаний и растерянности, к которым приводят родителей такие решения.

Втягивая ребенка в спор за опеку, родители вкладывают ему в руки нож, которым тот в отчаянии при стечении обстоятельств убивает в своем внутреннем мире одного из родителей, т. е. совершает нечто, за что он будет мстить, может быть, себе самому и другим на протяжении всей жизни.

Своего рода промежуточную позицию между неспецифическими и специфическими долгосрочными последствиями развода занимают проблемы обихода с агрессиями. Конфликты вместе с агрессивными возбуждениями принимают участие почти во всех невротических образованиях.

И все-таки, кажется, что «дети разводов» более всего склонны к агрессивным конфликтам: обиды, отказ в главных потребностях, регрессивные процессы и процессы разделения, процессы идентификации (когда ссорятся родители) и отражение чувства вины неизбежно приводят к возрастанию агрессивной стороны детского объектоотношения к одному или к обоим родителям. Возросшие агрессивные аффекты, желания, действия или фантазии вступают в конфликт с возникающими в дальнейшем любовными побуждениями и желаниями ребенка по отношению к родителям и с его зависимостью от них. Страхи становятся сильнее, если дети не располагают соответствующими моделями преодоления страха, и разрыв родителей грубо показал опасности агрессивности. Страхи, чувство вины и нарцисстические проблемы в заключение вызывают необходимость в отражении этих конфликтов. Результат такой (невротической) переработки конфликтов может, конечно, выглядеть у разных детей по-разному. Ребенок может направлять страх на собственные агрессии, что, вероятно, создаст ему проблемы в дальнейшей жизни так, что он будет бояться показать раздражение или гнев по поводу пережитых неудач и несправедливости; может быть, он и раздражается, но не осмеливается проявлять свое раздражение и активно защищать свои интересы; другие дети, опять же, могут направить агрессивность против своей собственной персоны и постоянно чувствовать себя виноватыми или отражать чувство вины депрессивными настроениями; может быть, также, что изначальный конфликт окажется вытесненным, но образуется склонность к своего рода «перманентной агрессивной готовности к упреку», так что для этих людей даже безобидное разочарование будет приобретать формы изначальной («травматической») неудачи, и они будут реагировать на него (для стороннего наблюдателя) непомерной агрессивностью; вытеснение может также коснуться любовных побуждений. Эти и другие невротические решения конфликтов агрессивности могут сменять друг друга, комбинироваться и стать общими чертами характера; результирующий из этого образец объектоотношений может ограничиться персонами родителей или оказаться перенесенным на другие персоны; некоторые дети делят свой мир на хорошие и злые объекты и одним показывают преимущественно дружественные, а другим только отклоняющие чувства и сохраняют такой же стиль жизни, став взрослыми.

Как пример: взрослый мужчина, будучи ребёнком, пережил развод родителей. Мать отсекла все его контакты с отцом, отчего мальчик очень страдал, но своей авторитарной матери этого не высказывал. В подростковом возрасте сильно завидовал друзьям, у которых был отец, стремился к общению с их отцами. Будучи уже взрослым так и не смог создать нормальную семью, разрушая браки один за другим по своей инициативе.

studwood.ru


Смотрите также