Неуплата алиментов коап рф


Административная ответственность за неуплату алиментов

Правоприменительная практика  относительно административной ответственности за неуплату алиментов, то есть по ст. 5.35.1 КоАП РФ  столкнулась с  рядом  проблем  материального и процессуального характера,

Так на практике возник вопрос о  возможности привлечения  лица  обязанного уплачивать алименты, по ст. 5.35.1 КоАП РФ  в случаях ,когда он производит частичные выплаты.

В большинстве  случаях суды не привлекали должника к административной ответственности если должник  частично платил алименты.  В таких случаях  судей исходят из буквального толкования положений диспозиции ст. 5.35.1 КоАП РФ.  Эта норма  предусматривает  административную ответственность за бездействие в виде неуплаты должником алиментов. Судьи  толкуют данный термин как полное отсутствие выплат по судебному акту о взыскании алиментов или нотариальному соглашению.

В то же время в ряде регионов, в частности в  Волгоградской области  суды привлекали к административной ответственности за это правонарушение  и при частичной оплате алиментов.   В таких судебных решениях указывалось, что перечисление алиментов  в сумме заведомо ниже установленной судом либо нотариальным соглашением, , не может свидетельствовать о надлежащем исполнении алиментных обязательств. Под нарушением предусмотренным ст.5.35.1 КоАП РФ судьи понимают как полную неуплату алиментов, так и неуплаты их в установленный срок, либо не в полном размере...

Другие судьи считаю, что  такая позиция суда противоречит положениям гражданского процессуального законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, регулирующего порядок принудительного исполнения исполнительных документов

При толковании указанной нормы в части понимания содержания положения «в нарушение решения суда» необходимо учитывать как порядок обращения решения суда к исполнению, регулируемый гражданским процессуальным законодательством, так и порядок принудительного исполнения решения суда ФССП России. Само решение суда как вид судебного постановления (ч. 1 ст. 13 ГПК РФ) в силу п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ не является основанием для возбуждения исполнительного производства и не предъявляется судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа — в данном случае исполнительного листа — по заявлению взыскателя (ч. 1 ст. 30 Закона) без предъявления судебному приставу-исполнителю решения суда.

Исполнительный лист содержит все сведения, имеющиеся в решении суда и позволяющие установить должника, взыскателя, предмет исполнения, способ и порядок исполнения решения суда, является документом, выдаваемым для исполнения решения суда, заверяется установленным законом способом судьей, принимавшим решение суда.

По их мнению именно в таком значении следует понимать содержание положения «в нарушение решения суда» в ст. 5.35.1 КоАП РФ. Буквальное толкование данной нормы означало бы также невозможность привлечения к административной ответственности за неуплату алиментов по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных приказов, поскольку судебные приказы являются иным видом постановлений суда  в отличие от решения суда.

Неоднозначно в судебной практике решался вопрос о возможности привлечения к административной ответственности в тех случаях, когда ребенок, на содержание которого взысканы алименты, достиг совершеннолетия. В ряде случаев суды по данным обстоятельствам прекращают дела, указывая на то, что диспозиция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Однако в настоящее время сложилась устойчивая судебная практика, которая исходит из того, что при наличии у должника непогашенной задолженности по алиментным обязательствам, образовавшейся до достижения ребенком 18-летнего возраста, должник продолжает быть обязанным к выплате данных средств, следовательно, подлежит привлечению к административной ответственности.

Многие суды не рассматривают дела   по ст. 5.35.1 КоАП РФ, если при составлении протокола или при рассмотрении дела не обеспечено участие потерпевшего (т.е. взыскателя) или отсутствуют данные о его извещении о времени и месте составления протокола . Отсутствие  должника при составлении административного протокола  суды рассматривают как обстоятельство, препятствующее рассмотрению дела; протокол вместе с материалами дела возвращается составившему его должностному лицу.

Вместе с тем, с учетом того что протокол об административном правонарушении составляется по факту доставления (привода) должника по алиментным обязательствам, а рассмотрение дела судом осуществляется в тот же день, не всегда представляется возможным заблаговременно направить в адрес потерпевшего  взыскателя извещение о времени и месте составления протокола  почтовой связью, да и не каждый  взыскатель  имеет возможность, либо выражает согласие участвовать в этой процедуре.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5  в зависимости от конкретных обстоятельств дела  извещение стороны может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). При этом участие потерпевшего при составлении протокола об административном правонарушении или рассмотрении дела об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью, которым он может и не воспользоваться, и это  не препятствует составлению протокола.

В связи с этим в случае, если для рассмотрения протокола об административном правонарушении органы судебной власти требуют извещения потерпевшего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (рассмотрения дела), судебный пристав-исполнитель в день доставления должника в суд извещает потерпевшего (взыскателя) о времени и месте составления протокола (рассмотрения дела) посредством телефонной связи, о чем составляет телефонограмму.

Порядок направления и оформления телефонограмм в ФССП России предусмотрен в п. 3.3.3.9 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682). Образец оформления телефонограммы приведен в Приложении 1.

При наличии у потерпевшего (взыскателя) адреса электронной почты извещение о времени и месте составления протокола (рассмотрения дела) также направляется по адресу электронной почты. При этом перед направлением электронного сообщения необходимо обеспечить настройку программы отправки электронной почты на представление отчета о доставке и прочтении электронного сообщения (данный отчет приобщается к материалам дела об административном правонарушении).

. Документы об извещении потерпевшего о времени и месте составления протокола  приобщаются к протоколу об административном правонарушении, направляемому для рассмотрения судье.

Четкие критерии, по которым судья может прийти к выводу о неполноте представленных материалов, в законе отсутствуют. В связи с этим каждый судья определяет полноту (неполноту) представленных для рассмотрения материалов самостоятельно, исходя из своих личных внутренних убеждений. При этом практика определения полноты и достаточности представляемых для рассмотрения материалов разнится не только между судьями.  Правом на обжалование определения  о возвращении материалов дела указанное  пристав лишен.

В случае необоснованного возвращения судом протокола и иных материалов дела по ст. 5.35.1 КоАП РФ судебному приставу-исполнителю следует направить в адрес надзирающего прокурора района (города) обращение о принесении протеста на незаконное определение, в котором изложить правовую позицию о незаконности определения судьи и приобщить все подтверждающие данную позицию документы .

Другим процессуальным препятствием, которое существенным образом негативно влияет на обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение по ст. 5.35.1 КоАП РФ, является недопустимость ухудшения положения лица при рассмотрении дела по жалобе на вступившее в законную силу постановление.

В случае если по результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела мировым судьей в отношении должника дело прекращается по тем или иным основаниям,  данный судебный акт может быть обжалован в суд вышестоящей инстанции, т.е. в районный суд, а в последующем — в областной, республиканский, краевой и т.д... Однако положения норм КоАП РФ, предусматривающие виды решений, которые могут быть приняты по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статьи 30.7, 30.17 КоАП РФ), допускают возможность их отмены только в том случае, если были допущены существенные нарушения процессуальных требований. Существенное нарушение норм материального права, если при этом будет ухудшаться положение лица, в отношении которого ведется производство, не является основанием для отмены постановления о прекращении производства по делу.

По сути, это означает, что, если в отношении виновного лица будет вынесено незаконное и необоснованное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении , например, в связи с отсутствием состава правонарушения), при условии соблюдения при его вынесении процессуальных норм такое постановление невозможно отменить.

То есть, существующий порядок обжалования фактически делает невозможной отмену состоявшихся незаконных постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении и необходимы изменения в закон

Административная ответственность за неуплату алиментов в 2019 году: статья КоАП РФ

Алиментная задолженность образуется, когда один из родителей, постоянно не проживающий с детьми, отказывается выплачивать денежные средства на их содержание. Для обеспечения исполнения судебного решения о взыскивании алиментных платежей приставы вправе привлекать нарушителей к соответствующему наказанию. С 2017 года выстроилась наиболее действенная система стимулирования уклоняющихся родителей к перечислению денежных сумм на детей. Административная ответственность за неуплату алиментов стала обширнее и жестче.

Виды административной наказания

В ФЗ № 229 от 02.10.2007 г. и КоАП РФ определены меры административного воздействия на уклоняющихся неплательщиков алиментов. Наиболее результативными методами побуждения оказались следующие:

  1. Приостановление действия водительских прав (ст. 67.1 ФЗ № 229). Данное ограничение применяется, если сумма накопленного алиментного долга превышает 10000 рублей. Инициируется судебным приставом-исполнителем либо по ходатайству получателя денежных средств. Соответствующее постановление передается в службу ГИБДД. Запрет снимается только после полной выплаты задолженности или через оспаривание документа в суде.
  2. Отсутствие возможности выехать за территорию России (ст. 67 ФЗ № 229). Запрет начинает действовать при образовании долга от 10000 рублей. Несение этой ответственности оформляют посредством постановления ФССП и отправляют на исполнение в службу пограничного контроля. Если должнику необходимо покинуть территорию РФ, ему следует заблаговременно полностью погасить алиментный долг. Во время пересечения границы оплатить положенную сумму нельзя.
  3. Организация исполнительного розыска самого неплательщика алиментов и его имущественных ценностей (ст. 65 ФЗ № 229). Разработка постановления инициируется приставами либо взыскателем. Сумма задолженности должна быть не менее 10000 рублей.
  4. Начисление штрафа (ст. 17.14 КоАП РФ). Данная мера ответственности может применяться даже при нескольких пропусках совершения платежей. Судебный пристав сам выносит решение. Сумма штрафа составляет 1000 – 2500 рублей.
  5. Принудительное доставление неплательщика в службу ФССП (ст. 27.2 КоАП РФ). После изменения данной статьи препровождать должников приставы могут без полицейских.
  6. Задержание неплательщика на непродолжительное время (ст. 27.3 КоАП РФ). С 2017 г. задерживать должников имеют право приставы-исполнители.

Внимание! Сотрудники ФССП не сразу применяют все меры административного воздействия, даже при наличии задолженности свыше 10000 рублей. В первую очередь ограничивается возможность управлять транспортными средствами и выезжать за границу.

Дополнительные методы административной ответственности

После введения ст. 5.35.1 в КоАП РФ к основным мерам воздействия на алиментных неплательщиков добавились следующие виды наказания:

  • обязательные работы (не более 150 ч.);
  • административный арест (10-15 суток) – применяется, если другие методы ответственности не побудили должника начать выплачивать деньги детям;
  • штраф 20000 рублей – этим видом наказания заменяется обязательная отработка и арест к таким лицам, как беременные женщины, матери с детьми до 14 лет, несовершеннолетние граждане, инвалиды с инвалидностью 1 или 2 гр., военнослужащие, работники следственных органов.

Назначение работ исправительного характера и ареста – это крайние меры. Предварительно приставы обязаны предупредить алиментных неплательщиков о наказании и взять с них объяснения о причине накопления долга и времени погашения.

Важно! Злостных уклонистов, на которых не подействовали административные методы ответственности, привлекают к уголовной ответственности. Родитель может получить вполне реальных тюремный срок до 1 года.

Родителям, уклоняющимся от выплат, следует знать, что отбывание наказание не освобождает их от обязанности погашать долги по алиментам. Закон даже предусматривает взыскание неустойки в размере 0,5% от общей задолженности за каждый сутки просроченного платежа. Также неплательщиков могут лишить родительских прав на детей, если деньги не будут поступать.

Основания для привлечения к административному наказанию

Несение ответственности административного характера полагается тогда, когда присутствует просроченная задолженность по алиментам, образованная за несколько месяцев по вине алиментщика. На это указывают такие обстоятельства:

  • умышленный отказ от перевода денежных средств ребенку;
  • сокрытие любого реального дохода;
  • укрывательство имущественных ценностей, на которые приставы могут наложить арест в счет уплаты алиментного долга;
  • переезд на другое места жительства без оповещения службы ФССП;
  • смена рабочего места без уведомления приставов;
  • нетрудоустройство с целью не платить алименты;
  • не обращение в Центр занятости, если произошло увольнение с предприятия;
  • передача заведомо ложных сведений об имуществе, заработке и т.д.

Также должников полагается привлекать к ответственности, если соблюдаются следующие условия (ст. 5.35.1 КоАП РФ):

  1. Имеется документ, на основании которого установлена выплата алиментов: добровольное соглашение между родителями ребенка, оформленное у нотариуса либо решение судебного органа. При отсутствии документа, обладающей юридической силой, родитель не может привлекаться к наказанию.
  2. Инициировано исполнительное производство. В судебной практике необходимо информировать плательщика через постановление ФССП, уведомляющее о том, что возбуждено исполнительное производство. Причем при направлении документа взыскателем на место работы алиментщика и неоплате им образовавшегося долга, этого гражданина привлечь к административному наказанию нельзя.
  3. Прошло больше 60 календарных дней после запуска исполнительного производства. Законодатели подсчитали, что в течение этого времени плательщик вполне способен справиться с возникшими финансовыми проблемами.
  4. 2 месяца от уклоняющегося родителя не поступали никакие суммы на ребенка. Если алиментщик осуществляет выплаты лишь частями, то это не считается нарушением.
  5. В действиях должника нет признаков преступления, например, повторной неуплаты алиментов после применения административных видов взыскания. Согласно ст. 157 УК РФ, если ст. 5.35.1 КоАП снова нарушается, то предусматривается введение уголовной ответственности.
  6. Отсутствуют уважительные причины, которые бы оправдывали бездействие родителя.

Важно знать! При установлении всех вышеперечисленных условий лица, не выплачивающие алименты, несут административное наказание.

Могут ли неплательщика освободить от ответственности?

Привлекать алиментных должников к несению административному наказанию не всегда законно. Применять методы воздействия запрещено, если:

  • долг по алиментам образовался не по умыслу родителя, а по причине, которая не зависит от него – наступление тяжелой болезни самого неплательщика или близкого родственника, пожар, потоп, военные действия, техногенные катастрофы и т.д.;
  • задолженность накопилась по вине третьего лица – при перечислении ошибся работник банка, бухгалтер предприятия и т.д.;
  • применяемые отдельные административные методы противоречат действующим законам РФ.

Приведенный список не исчерпывающий. К уважительной причине относится любое событие, приведшее к крайне сложному финансовому положению алиментщика, независимо от его желания. Но сюда нельзя включать увольнение по собственной инициативе и стремление не найти новую работу.

Судебная практика основывается на представлении доказательств самим гражданином, с которым идет разбирательство. Чтобы избежать взыскания, должником по алиментам передается:

  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • медицинское заключение о неспособности трудиться;
  • документ из Центра занятости и постановке на учет безработного гражданина;
  • врачебная справка о состоянии здоровья и др.

Алиментные неплательщики при наличии уверенности нарушения их прав в виде незаконного привлечения к наказанию могут незамедлительно обжаловать и добиться отмены действия вынесенных постановлений.

Как проходит процесс привлечения к административной ответсвенности?

Любое исполнительное производство по отношению к неплательщику алиментов особо контролируется приставами. Им не сложно фиксировать отсутствующие поступления в течение 2 месяцев. При обнаружении факта нарушения сотрудники ФССП печатают протокол и передают материалы в судебный орган.

По своему усмотрению приставы не уполномочены наказывать людей за невыплату алиментов. Каждое нарушение, по которому предусмотрен арест, подлежит судебному разбирательству. Только после этого судом выносится постановление на привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов или отказ. Должникам дается всего 10 дней, чтобы оспорить решение. Обжалование рассматривается в вышестоящей судебной инстанции.

Иногда бывают ситуации, когда приставы игнорируют необходимость зафиксировать нарушение и составить соответствующий договор. В подобных случаях взыскателям алиментов следует напомнить должностным лицам об их прямых обязанностях. Если это не помогает, то нужно обратиться в вышестоящий отдел ФССП или подать заявление в судебный орган.

Заключение

Чтобы привлечь должника по алиментам к административному наказанию, требуется совпадение многих условий. Грамотный юрист по семейным спорам поможет организовать исполнительное производство, если взыскатель не уверен в собственных силах или не желает сам заниматься этим делом. При обращении к профессионалам повышается вероятность положительного исхода дела о погашении алиментного долга.

Если у Вас есть какие-либо вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в форму ниже. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в кратчайшие сроки. С уважанием, Главный Юрист!

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов: штрафы и другие наказания

Если родитель, обязанный выплачивать деньги на содержание несовершеннолетних детей, или другой плательщик алиментов, исполняет обязательство ненадлежащим образом или не исполняет его вовсе, то к нему могут быть применены различные меры ответственности. Применить меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом РФ, удается не ко всем лицам, имеющим долг – только к злостным неплательщикам. А вот административная ответственность за неуплату алиментов может настигнуть любого, кто имеет задолженность по платежам. Как минимум, может быть наложен штраф.

Забегая вперед, отметим, что алиментщик может быть подвергнут административному наказанию не только за то, что за ним числится задолженность. Законом предусмотрены и другие основания.

Привлечение по ст. 17.14 КоАП

Начнем с общего случая, когда возможно наложение на плательщика средств административного штрафа, привлечение к иным мерам ответственности.

Следует обратиться к статье 17.14 КоАП. По ней оштрафовать могут не только лицо, на которое возложена обязанность уплачивать алименты, но и любое другое лицо, нарушающее законодательство об исполнительном производстве.

В части первой указанной статьи раскрываются некоторые основания привлечения к административной ответственности. Это:

  • неисполнение требования пристава, основанного на законе;
  • укрывательство доходов;
  • неинформирование о перемене места работы или учебы и т.п.

То есть, по сути, за любой проступок, который мешает эффективно вести исполнительное производство лицо можно привлечь к ответственности в административном порядке.

Часть вторая указанной статьи распространяется на банковские и кредитные организации, если они не выполняют требование, содержащееся в исполнительном листе. Для ситуации, связанной с взысканием алиментов, эта часть статьи тоже актуально. Получателям выплат на ребенка, как представляется, будет полезно знать, что если со счета плательщика деньги не удержал банк, то данную финансовую организацию вполне можно привлечь к административной ответственности.

Часть 2.1 статьи касается эмитентов акций и их реестродержателей. Если средства со счета должника не списываются по требованию, установленному в исполнительном листе, то возбуждается административное производство.

Интересно, что по ст. 17.14 КоАП РФ привлечение к ответственности может быть осуществлено и в отношении, например, получателя средств, если он:

  • не выполняет требования пристава, являющиеся законными;
  • отказывается от получения конфискованного у должника имущества;
  • предоставляет различную недостоверную информацию, например, о составе имущества должника и его доходах.

Если получатель средств утратил исполнительный лист по алиментам, то и в этом случае может быть выписан административный штраф.

Законодатель таким образом подчеркивает, что закон равен для всех, нарушать его нельзя никому.

Меры ответственности

Так как субъектами правонарушения могут стать и физические, и юридические лица, то наказания для них в чем-то схожи, а в чем-то отличаются. Схожи они тем, что, в любом случае, выписывается штраф, отличаются наказания размером.

Физические лица могут максимально заплатить только лишь 2500 рублей.

А вот остальным субъектам правонарушения придется раскошелиться куда солиднее:

  • должностным лицам – от 10 до 25 тыс. рублей;
  • юридическим лицам – на сумму от 30 до 100 тыс. рублей.

Особняком стоят банки и эмитенты акций. В их отношении наказание за правонарушение связывается с тем, какова сумма задолженности у алиментщика. Штраф для банков составляет ½ долю от суммы, которую он отказался удержать и перечислить на основании исполнительного листа и постановления пристава, штраф для эмитента составляет 1/3 долю от не перечисленной суммы.

Причем для банка максимальный штраф может составлять 1 миллион рублей, для эмитента – ½ долю от стоимости ценных бумаг должника.

Это все, что следует знать о том, как можно наказать лицо за неисполнение им положений исполнительного законодательства.

Есть в КоАП и специальная статья, которая касается только такого нарушения, как неуплата алиментов нуждающимся родственникам, административная ответственность по этой статье более суровая.

Ответственность по ст. 5.35.1 КоАП

Штраф за неуплату алиментов выписывается именно по ней. Законодатель установил определенные условия привлечения к ответственности:

  1. Ответственность за неуплату алиментов может возникнуть только в том случае, если плательщик передал приставу исполнительный лист, выданный судом, или нотариальное соглашение. То есть привлечь за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего, обязанность выплачивать которые возникла на основании устной договоренности, нельзя.
  2.  С момента возбуждения исполнительного производства должно пройти, как минимум, два месяца. За невыплату средств в течение меньшего периода наказать нельзя.
  3.  Уклонение от выплаты регулярных платежей и долга должно носить умышленный характер. Бывает так, что плательщик желает исполнять обязательство, но не может этого делать по объективным причинам. Например, нельзя привлечь за уклонение от алиментов, если плательщика постигла тяжелая болезнь, он сильно пострадал в какой-либо аварии и т.п.

Таким образом, наказание за неуплату алиментов, предусмотренное вышеуказанной статьей, может постигнуть не всех плательщиков, вернее – неплательщиков, и не сразу.

Субъекты правонарушения

По данной статье к ответственности за неуплату может быть привлечено всего две категории алиментщиков:

  • трудоспособные родители, исполняющее обязательство в отношении детей;
  • совершеннолетние дети – в отношении нетрудоспособных родителей.

Бабушек и дедушек, например, за неуплату средств на внуков по данной статье привлечь к ответственности нельзя.

Это обусловлено, видимо, тем, что правоотношения родитель — ребенок в алиментной сфере наиболее распространены. И, к сожалению, наиболее распространены случаи в этих правоотношениях, когда есть решение суда, но оно не исполняется.

Санкции статьи

В плане санкций, можно наблюдать разнообразие:

  • обязательные работы;
  • арест;
  • штраф, если нельзя применить обязательные работы.

К исправительным работам должники привлекаются, только если в отношении их вынесен приговор суда по уголовному делу.

Трудится должнику, привлеченному по ст. 5.35.1 придется на протяжении, максимум, 150 часов. Сидеть на сутках – 15 дней и ночей. Размер штрафа, если учитывать, что все алиментщики – физические лица, довольно серьезный – до 20 тыс. рублей. За появление долга придется серьезно заплатить. Кроме того, и сам долг нужно будет погасить, вместе с начисленными пенями.

Добавим, что неуплата административного штрафа влечет его наложение в двойном размере или арест.

Кто возбуждает и рассматривает дела данной категории?

Возбудить производство по делу может пристав или сотрудник органов внутренних дел. Рассматривает дело – только суд. Дело в том, что одной из мер наказания является арест, поэтому решать вопрос лишать ли должника свободы, пусть и на короткий срок, или нет, государство доверяет только судьям. Производство ведет суд мировой.

Привлечение к ответственности

Как привлечь должника к ответственности по КоАП РФ? Безусловно, у приставов есть полномочия инициировать производство по собственной инициативе. Между тем, лучше, чтобы взыскатель подал заявление о привлечении должника к ответственности. Так процесс пройдет быстрее. Образец такого заявления можно найти в сети. Можно обратиться к юристу, чтобы тот подготовил документ.

Далее, происходит следующее:

  1. Оформляется протокол о правонарушении.
  2. Материалы передаются в суд.
  3. Суд рассматривает дело и выносит решение. Либо наказывает должника, либо нет.
  4. Происходит исполнение постановления.

Защита получателей алиментов – приоритетная задача власти. Ведь любое государство строится на «государстве в государстве» — семье. Кроме того, нынешние несовершеннолетние – это будущее страны. Вдобавок, Россия позиционирует себя, как государство правовое. Исходя из этого, можно прогнозировать, что в 2017 году появятся новые законы, усиливающие ответственность плательщиков средств на содержание иждивенцев. Но уже сейчас создана довольно серьезная нормативная база, на основании которой неплательщика можно привлечь к серьезной ответственности. Наверное, никому бы не хотелось провести 15 суток в заключении или заплатить 20 тыс. рублей штрафа только из-за того, что несвоевременно были уплачены алименты.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 326-ФЗ  и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

До этой даты административная ответственность за неуплату средств на содержание не была установлена.

В то же время ст. 157 УК РФ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года, предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

С 15 июля 2016 года установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 года) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Таким образом, в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15 июля 2016 года и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Судебная практика по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района города Иваново от 23 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в отношении Х., последующее решение судьи Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 февраля 2017 года Постановлением Ивановского областного суда от 16 мая 2017 года по делу № 4а-101/17 оставлено без изменения.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района города Иваново от 23.01.2017 года Х. назначено административное наказание по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в виде обязательных работ на срок 50 часов. По решению судьи Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 февраля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе в областной суд заявитель просил отменить состоявшиеся судебные решения, ссылаясь на неизучение в полной мере доказательств, оставление без оценки всех обстоятельств дела, предвзятое отношение к нему со стороны судей, нарушение положений ст. 49 Конституции РФ, ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, приведены следующие доводы:

  • судьями необоснованно не приняты во внимание копии расписок, квитанций о почтовых денежных переводах, чеков, подтверждающие направление им средств в счет уплаты алиментов, приобретение одежды детям в период совершения вмененного административного правонарушения,
  • Х.М.В. не получила денежные переводы, о чем свидетельствуют данные об их возврате,
  • судьей районного суда признано, что он ежемесячно платил 2000 — 3000 рублей в качестве алиментов, покупал подарки детям,
  • задолженность по уплате алиментов рассчитана по средней заработной плате в РФ, несмотря на наличие справок о его официальном трудоустройстве в определенные периоды времени, которые приобщены к материалам исполнительного производства, но не представлены судебным приставом-исполнителем при рассмотрении дела,
  • сообщение судебным приставом-исполнителем об отсутствии указанных справок доказывает халатное отношение данного лица к своим должностным обязанностям и существенное нарушение его прав, не позволившее в полном объеме установить фактические обстоятельства дела,
  • вследствие давления со стороны судебного пристава-исполнителя он был вынужден подписать объяснения, с которыми не был ознакомлен, иные доказательств его виновности в совершении административного правонарушения отсутствуют,
  • мировая судья при рассмотрении дела не получила его пояснений, не позволила ему выступить.

При изучении жалобы, материалов дела об административном правонарушении областным судом оснований для отмены либо изменения оспариваемых судебных решений не выявлено.

Вопреки доводам жалобы вывод о виновности Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в период с 15 июля 2016 года по 23 января 2017 года основан на совокупности исследованных доказательств и не вызывает сомнения.

Такими доказательствами являются:

  • сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подписанном Х. без возражений, судебном приказе о взыскании алиментов, постановлениях о возбуждении исполнительного производства и расчете задолженности по алиментам,
  • объяснения Х., сообщившего об отсутствии официального трудоустройства, не оспаривавшего содержание указанного протокола и признавшего при рассмотрении дела вину.

Утверждение заявителя о неизучении в полной мере доказательств и оставлении без оценки обстоятельств дела является несостоятельным.

При этом указанные документы обоснованно не признаны доказательствами уплаты ежемесячно в период совершения вмененного правонарушения алиментов в установленном порядке и размере.

В судебном приказе этот размер определен равным 1/3 части заработка, иного дохода, которая ввиду отсутствия документов о трудоустройстве, заработке, ином доходе заявителя, рассчитана в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ исходя из средней заработной платы в РФ и составила более 11000 рублей.

Согласно расчету, произведенному судебным приставом-исполнителем, общая задолженность Х. по уплате алиментов за период с 15 июля 2016 года по 23 января 2017 года составила 60 467,98 рублей.

По этой причине не приводит к выводу о невиновности Х. ссылка в жалобе на приведенные в решении судьи районного суда объяснения данного лица о приобретении им подарков детям и ежемесячной выплате 2000 — 3000 рублей в качестве алиментов.

Кроме того, данные объяснения, равно как и копии документов, поступивших от заявителя, не свидетельствуют об уклонении от получения алиментов.

Доводы о приобщении к материалам исполнительного производства справок об официальном трудоустройстве, их непредставлении судье ввиду утраты из-за халатности судебного пристава-исполнителя, оказании давления с целью подписания объяснения заявителем, лишении его возможности выступить при рассмотрении дела не находят объективного подтверждения.

Существо объяснений Х. отражено в постановлении мирового судьи. При составлении протокола об административном правонарушении и перед рассмотрением дела Х. разъяснялись права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 2, 16). При этом с его стороны не поступило каких-либо заявлений относительно перечисленных выше обстоятельств, ходатайств об истребовании сведений, документов, в том числе о трудоустройстве, заработке, ином доходе. Не приведены сведения о местах трудоустройства, доходах заявителя и в поданной жалобе.


Смотрите также